Что ждет нас и наших детей завтра? Актуальна ли еще цитата: «Все профессии нужны, все профессии важны»? Какие навыки потребуются для того, чтобы обеспечить востребованность на рынке труда в будущем?

На этот вопрос проводятся масштабные исследования с привлечением экспертов из различных отраслей науки, экономики и бизнеса. В качестве профессий будущего называются такие диковинные как IT-генетик, урбанист-эколог, менеджер краудфандинговых платформ или космотуров, сити-фермер, дизайнер виртуальных миров и другие. Предполагаемые профессии будущего могут отличаться от исследования к исследованию, но неизменным остается ориентированность на наличие у человека компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей.

Помимо тренда на комбинирование нескольких сфер знаний проявляется еще одна особенность, связанная с образовательным процессом. Из-за технологического прогресса полученные компетенции будут все более стремительно устаревать. И с этим связано постепенное изменение подхода к современному образованию и переход от парадигмы «школа-институт-работа» к парадигме «образование через всю жизнь».

Сегодня реализуется ряд программ нацеленных на адаптацию детей и молодежи к насыщенному технологиями и постоянно изменяющемуся настоящему.

Одной из таких программ является программа открытия Центров Молодежного Инновационного Творчества (ЦМИТ) в городах России.

ЦМИТы, включая наш ЦМИТ «Рекорд», оснащаются оборудованием цифрового производства последнего поколения: 3D принтерами, лазерными станками, 3D сканерами, а также паяльными станциями, электроинструментом и др. Все это дорогостоящее оборудование доступно для москвичей.

Достаточно прийти к нам, и мы с удовольствием и совершенно бесплатно проведем экскурсию по ЦМИТ, расскажем и покажем, как работает современное оборудование цифрового производства.

ЦМИТ «Рекорд» выполняет и функцию образовательной и профнавигационной площадки, показывая горизонт современных высокотехнологичных профессий школьникам и их родителям, молодым специалистам и людям, желающим получить новые компетенции. Робототехника, искусственный интеллект, интернет вещей, анализ больших данных, локализованные производства на базе 3D печати — все это технологические тренды современности, которые есть сейчас и которые надо осваивать школьникам и студентам, чтобы осмысленно выбрать образовательную траекторию и найти свое место в будущем.

Идея создания ЦМИТов пришла в Россию из США, после того, как в конце прошлого века в Массачусетском технологическом институте (МТИ) появилась небольшая мастерская Fab lab (fabrication laboratory), предлагающая студентам возможность изготавливать необходимые им детали на станках с ЧПУ. Курс профессора МТИ Гершенфельда «Как сделать (почти) все что угодно», знакомивший студентов с современными технологиями в совокупности с мастерской вызвал огромный интерес, что послужило стартом для создания сети лабораторий цифрового производства ФабЛабов, которая очень скоро стала глобальным международным проектом. В России данный проект стартовал в 2012 году под брендом сети Центров Молодежного Инновационного творчества. Сейчас сеть ЦМИТ активно развивается и включает в себя 69 ЦМИТ в Москве.

Задача взращивания поколения, которое будет конкурентоспособно на рынке труда будущего, ставится на государственном уровне. Так победители междисциплинарной олимпиады Национальная Технологическая Инициатива (НТИ) получают дополнительные 100 баллов к ЕГЭ.

Но и компетенции, которые требуются от школьников уже сегодня, поражают. Например, от команды ребят, участвующих в профиле «Автономные транспортные системы» требуется помимо знаний в области физики, математики информатики и логики следующие знания и навыки: работа с платами Arduino, сборка и отладка электрических схем, пайка, конструирование, моделирование, инженерные испытания. http://nti-contest.ru/profiles/transport/

Не секрет, что крупные компании стараются отобрать самородков еще в школьные годы, руководствуясь двумя соображениями: опередить конкурентов в охоте за перспективными сотрудниками и принципом «всегда проще обучить, чем переучить». Механизм заключения отложенных трудовых договоров школьников с высокотехнологичными компаниями уже хорошо себя зарекомендовал. Но для знакомства школьников с будущими работодателями опять же требуется «повод», и обычно им становится участие школьников в соревнованиях и олимпиадах, выступление на конференциях. Поэтому важным аспектом деятельности ЦМИТ является подготовка и участие наших воспитанников в проектной деятельности и подготовка к соревнованиям разного уровня.